Михаил Иванович Жаров

Михаил Иванович Жаров

Дата рождения: 15 октября 1899

Место рождения: Москва, Российская империя

Дата смерти: 15 декабря 1981

Место смерти: Москва, СССР

Род занятий: русский российский и советский актёр и режиссёр театра и кино, сценарист. Герой Социалистического труда (1974), народный артист СССР (1949), лауреат трёх Сталинских премий (1941, 1942, 1947). Кавалер трёх орденов Ленина (1967, 1970, 1974). Член ВКП(б) c 1950 года.

Фильмография:

Режиссёр:

1946 - Беспокойное хозяйство;
1973 - Анискин и Фантомас (совместно с В. Н. Ивановым и В. А. Рапопортом);
1977 - И снова Анискин (совместно с В. Н. Ивановым)

Телеспектакли:

1953 - Васса Железнова - Прохор Борисович Храпов;
1966 - Театральные встречи БДТ в Москве;
1972 - Развод по-нарымски - Фёдор Иванович Анискин, лейтенант милиции;
1973 - Самый последний день - Семён Митрофанович Ковалёв;
1973 - Так и будет - Воронцов;
1974 - Дом Островского - Лыняев;
1974 - Сэр Джон Фальстаф - Фальстаф;
1977 - По страницам «Голубой книги» - рассказчик;
1978 - Власть тьмы - Митрич

Актёр:

1915 - Царь Иван Васильевич Грозный - опричник;
1916 - Тот, кто получает пощёчины - берейтор;
1924 - Аэлита - мужик;
1924 - Папиросница от Моссельпрома - служащий и носильщик;
1925 - Дорога к счастью - Егор Миронов;
1925 - Его призыв - рабочий;
1925 - Шахматная горячка (короткометражный) - маляр;
1926 - Мисс Менд - унылый половой;
1926 - Последний выстрел - приказчик Журкин;
1926 - Случай на мельнице - Ефим, сын Герасима;
1927 - Аня (Тайна Ани Гай) - Ждан;
1927 - Дон Диего и Пелагея - Михаил Иванович, член «Общества изучения деревни»;
1927 - Кто ты такой? - студент;
1927 - Человек из ресторана - официант;
1928 - Без ключа (короткометражный) - студент Коля;
1928 - Белый орёл - чиновник;
1929 - Два-Бульди-два - председатель РевКома;
1929 - «Живой труп» - свидетель;
1931 - Манометр - 2;
1931 - Никита Иванович и социализм (короткометражный);
1931 - Путёвка в жизнь - Фомка «Жиган»;
1932 - Двадцать шесть бакинских комиссаров (фильм) - меньшевик;
1932 - Мёртвый дом - офицер;
1933 - Окраина - студент Краевич;
1933 - Гроза - Ваня Кудряш;
1933 - Марионетки - начальник пограничного поста;
1934 - Мечтатели - Хайлов;
1935 - Любовь и ненависть - Куква;
1935 - По следам героя - милиционер;
1935 - Три товарища - Зайцев;
1937 - Возвращение Максима - Платон Васильевич Дымба, конторщик, «король петербургского бильярда»;
1937 - Пётр Первый - царедворец Александр Данилович Меншиков;
1938 - Выборгская сторона - Платон Васильевич Дымба, анархист;
1938 - Медведь (короткометражный) - Григорий Степанович Смирнов;
1939 - Ошибка инженера Кочина - следователь Ларцев;
1939 - Степан Разин - боярский сын Лазунка;
1939 - Человек в футляре - Коваленко;
1941 - Богдан Хмельницкий - дьяк Гаврила;
1942 - Боевой киносборник № 12 (новелла «Ванька») - дед;
1942 - Оборона Царицына - казак Перчихин;
1942 - Секретарь райкома - партизан Гаврила Русов;
1943 - Актриса - артист Жаров (камео);
1943 - Во имя Родины («Русские люди») - военфельдшер Иван Иванович Глоба;
1943 - Воздушный извозчик - лётчик Иван Кузьмич Баранов;
1943 - Юный Фриц (короткометражный) - Фриц;
1944 - Иван Грозный (1-я серия) - опричник Малюта Скуратов;
1945 - Близнецы - Вадим Спиридонович Еропкин + вокал;
1945 - Иван Грозный (2-я серия, сказ второй - «Боярский заговор») - опричник Малюта Скуратов;
1946 - Беспокойное хозяйство - старшина Семибаб + вокал;
1947 - За тех, кто в море - Михаил Михайлович Харитонов;
1948 - Мичурин - Семён Семёнович Хренов;
1949 - Счастливый рейс - шофёр Зачёсов;
1954 - Анна на шее - Артынов;
1954 - Родимые пятна (киноальманах) (новелла «Ревизоры поневоле») - Лаптев;
1957 - Сапоги (короткометражный) - Павел Александрович Блистанов;
1958 - Девушка с гитарой - Аркадий Иванович Свиристинский, директор музыкального магазина;
1958 - Красные листья - Казимир Шипшинский;
1959 - Млечный путь - Михаил Силович;
1961 - Чужой бумажник (короткометражный) - Николай Никанорович Старосельцев;
1963 - Внимание! В городе волшебник! - повар;
1963 - Каин XVIII - военный министр;
1966 - Старшая сестра - дядя Митя Ухов;
1968 - Деревенский детектив - Фёдор Иванович Анискин, сельский участковый;
1972 - Горизонт № 8 (научно-популярный) - ведущий;
1973 - Анискин и Фантомас - Фёдор Иванович Анискин, сельский участковый;
1978 - И снова Анискин - Фёдор Иванович Анискин, сельский участковый

Озвучивание:

1943 - Сказка о царе Салтане (анимационный) - Царь Салтан

Участие в фильмах:

1970 - Жаров рассказывает (документальный);
1973 - Наш друг Максим (документальный)

Архивные кадры:

1977 - Любите ли вы театр? (документальный);
2005 - Михаил Жаров (из цикла передач телеканала «ДТВ» «Как уходили кумиры») (документальный);
2007 - «Сны и явь Михаила Жарова» («ТВ Центр», д. ф.);
«Михаил Жаров. „Сердце, полное любви“» («Первый канал», д. ф.);
2009 - «Михаил Жаров. „Счастья баловень безродный…“» («Первый канал», д. ф.);
2010 - Михаил Жаров (из документального цикла «Острова»);
2010 - Михаил Жаров (из документального цикла об актёрах советского и российского кино «Человек в кадре» на телеканале «Время»);
Легенды Мирового Кино (из цикла телевизионных художественно-постановочных программ телеканала «Культура») (документальный)

Михаил Иванович Жаров родился 15 (27) октября 1899 года (по другим данным и по официальным документам 15 (27) октября 1900 года) в Москве в семье типографского рабочего.

Его отец был подкидышем, которого нашли у Николаевского приюта с прикреплённой запиской: «Назовите мальчика Иваном». Фамилию получил от своей наставницы; повзрослев, освоил профессию печатника.

Мать, Анна Семёновна Дроздова, была из семьи бывших крепостных крестьян Смоленской губернии. В девять лет осталась круглой сиротой. Тогда старший брат, работавший обер-кондуктором на железной дороге, помог ей перебраться в Москву и устроил на работу в прачечную Ольшванга. Там она и познакомилась с Иваном Жаровым. В браке родились сын и три дочери.

Семья жила рядом с Екатерининским парком, где часто выступали актёры. Кроме того, Михаил рано увлёкся кинематографом и вместе с сестрой Лидой по шесть часов просиживал в кинотеатрах.

В 1913 году отец устроил его учеником наборщика в типографию, где работал сам.

С 1915 года работал администратором и помощником режиссёра в труппе Оперного театра Зимина. Там же ему впервые начали доверять роли статистов.

В 1918 году поступил в студию при Театре Художественно-просветительного союза рабочих организаций, где обучался у Аркадия Зонова и Валерия Бебутова. В том же году дебютировал на сцене театра, сыграв Шута в комедии Шекспира «Виндзорские проказницы».

По окончании студии в 1920 году некоторое время служил в Опытно-героическом театре, затем - в Первом передвижном фронтовом художественном театре классической комедии. В 1921 году выступал на сцене Рогожско-Симоновского театра имени А. К. Сафонова, однако в том же году перешёл в Театр ГИТИСа, где с успехом играл эпизодические острохарактерные роли. Участвовал в театральном движении «Синяя блуза».

Актёр был уморительно смешон, азартен, напорист. Но более свободно он себя всё же почувствовал, когда ушёл от увлекавшегося эксцентрикой Всеволода Мейерхольда и начал играть роли психологически обоснованные, построенные на тщательно отобранных бытовых деталях.

Среди наиболее запоминающихся персонажей тех лет: нелепый домоуправ в «Зойкиной квартире» (1927) по Михаилу Булгакову, балагур Васька Окорок в «Бронепоезде 14-69» (1927) по Всеволоду Иванову, демобилизованный будённовец в «Первой Конной» (1929) и грубоватый матрос Алексей в «Оптимистической трагедии» (1933) по Вcеволоду Вишневскому.

В 1926-1927 и в 1929 годах играл в Бакинском рабочем театре, в 1928 году - в Казанском Большом драматическом театре, в 1930 году - в Реалистическом театре. В 1931 году перешёл в Камерный театр, где служил до 1938 года.

С 1938 года и до конца жизни служил актёром Малого театра, где наиболее полно раскрылось актёрское дарование Жарова. Здесь он играл в основном роли классического репертуара. Кроме того, выступал как режиссёр театральных спектаклей.

Много лет был общественным директором Центрального Дома актёра им. А. А. Яблочкиной. Был членом президиума Всероссийского театрального общества и членом правления Союза кинематографистов СССР. Занимал пост секретаря парткома КПСС Малого театра (до 1950 года).

В кино дебютировал эпизодической ролью опричника в фильме «Царь Иван Васильевич Грозный» (1915). Первую большую роль красноармейца Егора, изменившего жене с молоденькой девушкой, сыграл в 1925 году в фильме «Дорога к счастью». В те годы Михаила Жарова считали непревзойдённым мастером эпизода («Дон Диего и Пелагея», «Человек из ресторана», «Белый орёл», «Живой труп», «Окраина», «Марионетки»).

Он находил для своих персонажей выразительные характерные детали, наделяя своих героев общим качеством: все они обаятельны, уверенно и по-хозяйски чувствуют себя в жизни. Его герои умеют получать удовольствие от еды, бильярда, вина, женщин, незамысловатых песенок, которые они частенько мурлычут себе под нос, солнечного дня, неожиданного выигрыша.

Жаров соединял в них достоверность, рельефность психологических характеристик с подчас гротесковым рисунком роли, «оживляя» своим присутствием любой, даже серьёзный сюжет.

В 1930-е годы благодаря кино к артисту пришла всенародная слава. Он был нарасхват. Его приглашали самые известные режиссёры. В 1931 году он сыграл одну из самых известных своих ролей - бандита Жигана в первом художественном звуковом фильме СССР «Путёвка в жизнь» Николая Экка. В фильмах Григория Козинцева и Леонида Трауберга «Возвращение Максима» (1937) и «Выборгская сторона» (1938) он исполнил роль самодовольного конторщика Дымбы.

У Владимира Петрова он снялся в двух фильмах: «Гроза» (1934) в роли весёлого озорника Кудряша и «Пётр Первый» (1937-1938) в роли добродушного, неунывающего царедворца Меншикова. У Исидора Анненского он сыграл сразу несколько чеховских ролей: громогласного, пышущего здоровьем помещика Смирнова в водевиле «Медведь» (1938), жизнерадостного учителя Коваленко в комедии «Человек в футляре» (1939) и беспечно прожигающего жизнь помещика Артынова в драме «Анна на шее» (1954).

В военные годы сыграл удалого казака Перчихина в историко-революционной эпопее братьев Васильевых «Оборона Царицына» (1942) и Малюту Скуратова - хитрого, жестокого, «себе на уме» выходца из среды провинциального дворянства, сумевшего стать правой рукой царя - в исторической драме Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» (1944).

После войны дебютировал как режиссёр с военной комедией «Беспокойное хозяйство» (1946), где также снялся сам вместе со своей третьей женой Людмилой Целиковской, с которой часто появлялся на экране на протяжении недолгой супружеской жизни (1943-1948 годы).

Всего актёр снялся более чем в 60 фильмах. С годами куража у его героев поубавилось, они становились спокойнее, мудрее, основательнее. Последний его киногерой - сельский милиционер Анискин. Его приключения составили целый мини-сериал: «Деревенский детектив» (1968), «Развод по-нарымски» (1972, телеспектакль), «Анискин и Фантомас» (1973) и «И снова Анискин» (1978).

Последние два фильма он также снял как режиссёр. Роль для актёра была программная: его Анискин - деревенский философ, мудрец, проницательный, несуетливый, вникающий во все дела. Герой, утверждающий веру в то, что наша жизнь зависит от нашего собственного решения жить «правильно», разумно.

Жаров также увлекался филателией, коллекционировал почтовые марки по темам «искусство» и «портреты на почтовых марках». Плохо относился к коммерциализации филателии, видел в марке нравственное и воспитательное начало. Был коллекционером миниатюрных книжек, членом Московского Клуба любителей миниатюрных книг.

Михаил Жаров умер 15 декабря 1981 года на 83-м году жизни в Москве от перитонита. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

Семья:

Первая жена (1919-1928) - Надежда Гузовская (1898-?), заслуженная учительница, преподаватель русского языка. Жила в Москве на улице Новопесчаной, а в последние годы с матерью и сестрой Лидией - в Минске.
Сын - Евгений (1921-1995), актёр театра в Ленинграде, жена Яна, дочь Елена. Был очень похож на отца внешностью и голосом.

Вторая жена (1928-1942) - Людмила Полянская. В браке родились 2 сына, умершие во младенчестве.

Третья жена (1943-1948) - Людмила Васильевна Целиковская (1919-1992), актриса театра и кино, народная артистка РСФСР (1963).

Четвёртая жена (с 1949) - Майя Гельштейн-Жарова (1930-1991), дочь известного врача-кардиолога Элиазара Гельштейна.
Дочь - Анна (род. 1951), актриса Малого театра.
Дочь - Елизавета (род. 1953), работала художником-постановщиком на киностудии «Союзмультфильм».

Актёрские работы в театре:

1919 - «Виндзорские проказницы» У. Шекспира - Шут;
«Гроза» А. Н. Островского - Кудряш и Тихон;
«Копилка» Э. Лабиша - Шанбурси;
«Женитьба» Н. В. Гоголя - Анучкин;
«Буря» У. Шекспира - Тринкуло;
«Каменный гость» А. С. Пушкина - Лепорелло;
«Золотой петушок» по А. С. Пушкину - Звездочёт;
«Капитан Брансбоунд» Б. Шоу - Дринкуотер;
«Любовь Яровая» К. А. Тренёва - Солдат;
«Бронепоезд 14-69» В. В. Иванова - Васька-Окорок;
1921 - «Смерть Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина - мадам Брандахлыстова;
1925 - «Учитель Бубус» А. М. Файко - секретарь;
1925 - «Мандат» Н. Р. Эрдмана - денщик;
1933 - «Оптимистическая трагедия» Вс. В. Вишевского - Алексей

Малый театр:

1939 - «Волк» Л. М. Леонова - Кукуев;
1941 - «Волки и овцы» А. Н. Островского - Аполлон Викторович Мурзавецкий;
1945 - «Сотворение мира» Н. Ф. Погодина - Гололоб;
1946 - «Ревизор» Н. В. Гоголя - Городничий;
1947 - «За тех, кто в море» Б. А. Лавренёва - капитан 2 ранга Михаил Михайлович Харитонов;
1947 - «Русский вопрос» К. М. Симонова - Морфи;
1947 - «Великая сила» Б. С. Ромашова - Шибанов;
1948 - «Южный узел» А. А. Первенцева - Толбухин;
1949 - «Тайная война» В. С. Михайлова и Л. С. Самойлова - Лавров;
1950 - «Голос Америки» Б. А. Лавренёва - капитан Вальтер Кидд;
1951 - «Семья Лутониных» Братьев Тур и И. А. Пырьева - Бобров;
1952 - «Васса Железнова» М. Горького - Прохор Борисович Храпов;
1952 - «Северные зори» Н. Н. Никитина - Фролов;
1954 - «Сердце не камень» А. Н. Островского - Иннокентий;
1955 - «Волки и овцы» А. Н. Островского - Лыняев;
1956 - «Деньги» А. В. Софронова - Андрей Николаевич Татарников;
1956 - «Власть тьмы» Л. Н. Толстого (режиссёр: Б. И. Равенских) - Митрич;
1958 - «Почему улыбались звёзды» А. Е. Корнейчука - Морж;
1960 - «Иванов» А. П. Чехова - Павел Кириллович Лебедев;
1961 - «Весенний гром» Д. И. Зорина - Маршалов;
1961 - «Браконьеры» Э. Н. Раннета - Ягуб;
1962 - «Гроза» А. Н. Островского (режиссёры В. Н. Пашенная и М. Н. Гладков) - Савёл Прокофьевич Дикой;
1963 - «Луна зашла» Дж. Стейнбека - Мэр Оурден;
1964 - «Страница дневника» А. Е. Корнейчука - Гроза;
1967 - «Джон Рид» Е. Р. Симонова - Панчо Вилья;
1968 - «Мои друзья» А. Е. Корнейчука - Касьян;
1969 - «Золотое руно» А. Гуляшки - полковник Манов;
1970 - «Так и будет» К. М. Симонова - Воронцов;
1972 - «Самый последний день» Б. Л. Васильева - Ковалёв;
1974 - «Пучина» А. Н. Островского - Боровцов

Режиссёрские работы в театре:

1938 - «Очная ставка» Л. Р. Шейнина и братьев Тур (Камерный театр);
1950 - «Голос Америки» Б. А. Лавренёва (Малый театр, совм. с В. Ф. Дудиным);
1961 - «Браконьеры» Э. Н. Раннета (Малый театр)

Награды и звания:

Герой Социалистического Труда (4 ноября 1974);
Заслуженный артист Республики (1935);
Народный артист РСФСР (21 апреля 1944);
Народный артист СССР (26 октября 1949);
Народный артист Азербайджанской ССР (18 июня 1964);
Сталинская премия первой степени (1941) - за исполнение роли князя А. Д. Меншикова в фильме «Пётр Первый» (1937, 1938);
Сталинская премия первой степени (1942) - за исполнение роли казака Перчихина в фильме «Оборона Царицына» (1-я серия);
Сталинская премия второй степени (1947) - за исполнение роли Михаила Михайловича Харитонова в спектакле «За тех, кто в море!» Б. А. Лавренёва;
Два ордена Трудового Красного Знамени (23 марта 1938, 26 октября 1949);
орден Красной Звезды (14 апреля 1944);
Три ордена Ленина (27 октября 1967, 30 октября 1970, 4 ноября 1974);
орден Октябрьской Революции (26 октября 1979);
Медаль «За трудовое отличие» (28 октября 1967);
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970);
Медаль «В память 800-летия Москвы»;
Медаль «Ветеран труда»;
Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
ВКФ (Почётный диплом жюри за исполнение главной роли, фильм «Деревенский детектив», 1970, Минск);
Премия МВД России (посмертно)