Сергей Иосифович Юткевич

Сергей Иосифович Юткевич

Дата рождения: 15 декабря 1904

Место рождения: Санкт-Петербург, Российская империя

Дата смерти: 23 апреля 1985

Место смерти: Москва, СССР

Род занятий: советский театральный и кинорежиссёр, художник, педагог, теоретик кино. Доктор искусствоведения (1941). Герой Социалистического Труда (1974). Народный артист СССР (1962), лауреат двух Сталинских (1941, 1947) и двух Государственных премий СССР (1967, 1983). Кавалер трёх орденов Ленина (1964, 1967, 1974).

Фильмография:

Режиссёр:

1925 - Даёшь радио! (короткометражный, совместно с С. Грюнбергом);
1928 - Кружева;
1929 - Чёрный парус;
1931 - Златые горы;
1932 - Встречный (совместно с Ф. Эрмлером и Л. Арнштамом);
1934 - Анкара - сердце Турции (документальный; совместно с Л. Арнштамом);
1937 - Как будет голосовать избиратель (короткометражный);
1937 - Шахтёры;
1938 - Человек с ружьём (совместно П. Армандом и М. Итиной);
1940 - Яков Свердлов;
1941 - Боевой киносборник № 7 (новеллы «Белая ворона» и «Эликсир бодрости»);
1942 - Швейк готовится к бою (киносборник; совместно с М. Итиной и К. Минцем);
1943 - Новые похождения Швейка;
1944 - Освобождённая Франция (документальный);
1945 - Здравствуй, Москва!;
1946 - Молодость нашей страны (документальный; совместно с И. Венжер);
1947 - Свет над Россией;
1948 - Памяти С. М. Эйзенштейна (документальный; совместно с П. Аташевой; нет в титрах);
1948 - Три встречи (совместно с В. Пудовкиным и А. Птушко);
1951 - Пржевальский;
1953 - Великий воин Албании Скандербег (СССР - НРА);
1955 - Отелло;
1957 - Рассказы о Ленине;
1960 - Встреча с Францией (документальный);
1962 - Баня (мультипликационный; совместно с А. Карановичем);
1965 - Ленин в Польше (СССР - ПНР);
1967 - О самом человечном (документальный);
1969 - Сюжет для небольшого рассказа (СССР - Франция);
1973 - Ильинский о Маяковском (телевизионный; совместно с А. Карановичем);
1973 - Поэт на экране (документальный);
1975 - Маяковский смеётся (мультипликационно-игровой; совместно с А. Карановичем, И. Гараниной, В. Тарасовым, А. Петровым);
1981 - Ленин в Париже (совместно с Л. Эйдлиным)

Сценарист:

1925 - Шпундик-кооператор (совместно с В. Ардовым);
1925 - Даёшь радио! (короткометражный, совместно с С. Грюнбергом);
1928 - Кружева (совместно с Ю. Громовым, В. Легошиным);
1931 - Златые горы (совместно с А. Михайловским, В. Недоброво, А. Чапыгиным);
1932 - Встречный (совместно с Ф. Эрмлером, Л. Арнштамом, Л. Любашевским, А. Пантелеевым, Л. Чуковской);
1934 - Анкара - сердце Турции (документальный) (совместно с Л. Арнштамом);
1944 - Освобождённая Франция;
1955 - Отелло;
1957 - Поёт Ив Монтан (совместно с М. Слуцким);
1962 - Баня (мультипликационный) (совместно с А. Карановичем);
1966 - Ленин в Польше (совместно с Е. Габриловичем);
1967 - О самом человечном (монтажный, СССР);
1973 - Ильинский о Маяковском (телевизионный; совместно с А. Карановичем);
1975 - Маяковский смеётся (мультипликационно-игровой) (совместно с А. Карановичем);
1981 - Ленин в Париже (совместно с Е. Габриловичем)

Художник-постановщик:

1925 - Даёшь радио! (короткометражный);
1926 - Предатель (совместно с В. Рахальсом);
1927 - Третья Мещанская (совместно с В. Рахальсом)

Участие в документальных фильмах:

1955 - 60-летний юбилей А. Довженко;
1955 - 30-летие фильма «Броненосец „Потёмкин“»;
1959 - Звёзды встречаются в Москве;
1965 - С. Юткевич и М. Штраух в Варшаве;
1970 - Один час с Козинцевым, или Семь мнений

Родился в Санкт-Петербурге в семье инженера-технолога караимского происхождения Иосифа Ивановича Юткевича (1877-1972) и Наталии Михайловны Юткевич (в девичестве Лавровой; 1880-1953), дворянки, выпускницы историко-филологического отделения Высших бестужевских курсов, переехавших в столицу из Вильны.

Отец работал инженером в Товариществе Балтийских судостроительных и механических заводов, а с 1903 года - на Петербургской казённой пробочной фабрике; семья жила на 4-й Рождественской улице, дом № 43.

Октябрьская революция застала их на отдыхе в Славянске, откуда семья переехала в Харьков и позже - в Киев. В Харькове Юткевич учился живописи у Эдуарда Штейнберга, в Киеве сдружился с Григорием Козинцевым и Алексеем Каплером.

В годы Гражданской войны работал актёром, художником, ассистентом режиссёра в театрах Киева и Севастополя. В 1921-1923 годах учился в Государственных высших режиссёрских мастерских и ВХУТЕМАСе.

Параллельно работал в Мастерской Фоггерта, где совместно с Сергеем Эйзенштейном оформил ряд спектаклей, включая «Вечер театральных пародий» и «Хорошее отношение к лошадям» Владимира Масса (1921), а также осуществил постановку «Спектакля шарлатанов» Г. С. Геллета (1922).

В 1922 году вместе с Григорием Козинцевым, Леонидом Траубергом и Георгием Крыжицким выпустил манифест «Эксцентризм», ставший теоретической платформой для Фабрики эксцентрического актёра (ФЭКС). В течение двух лет как художник и режиссёр ставил и эстрадные номера и скетчи на злободневные политические и социальные темы в живых газетах «Смычка» и «Синяя блуза».

С 1924 года работал в кино. Как художник работал с Абрамом Роомом на картинах «Предатель» (1926) и «Третья Мещанская» (1927), в 1926 году возглавил собственный Экспериментальный киноколлектив (ЭККЮ).

В 1928 году по завершении собственного фильма «Кружева» со скандалом, по обвинении в формализме был изгнан с московской фабрики «Совкино». Перебравшись в Ленинград, работал на ленинградской кинофабрике «Совкино» (впоследствии - фабрика «Ленфильм»). Был из тех, кто безоговорочно принял появление звука в начале 1930-х годов.

В конце 1934 года группой начинающих ленинградских кинематографистов, актёров и композиторов, среди которых были Арнштам, Гарин, Лок­шина, Тенин, Бернес, Шостакович, Гольц и многие другие, была создана «Первая художественная мастерская», возглавить которую было предложено Юткевичу.

По мнению киноведа П. Багрова мастерская стала «едва ли не самой привлекательной страницей советского кино второй половины 1930-х годов, возобновив под крышей мансарды атмосферу „студийности“ 1920-х».

Студия заявила о себе Декларацией, вполне благонамеренной, однако «в ней провозглашалось некое „размежевание“ кинематографистов по творческим устремлениям. Для середины 30-х с их внедрением насильственного художественного единообразия - это почти революция!». Под художественным руководством Юткевича силами мастерской были сняты: «Подруги» (1935), «Женитьба», «Тайга золотая» и «Шахтёры» (1937).

В планах стояла экранизация «Поединка» Куприна, работы над фильмом «Клоп» были прерваны ещё на подготовительном периоде. И в 1938 году он обратился к теме «ленинианы», впоследствии ставшей ведущей в его творчестве.

Начал преподавать в 1929 году. В 1938-1941 годах, перебравшись в Москву, заведовал кафедрой актёрского мастерства ВГИКа (с 1940 года - профессор). В дальнейшем, вплоть до конца 1960-х годов, неоднократно набирал режиссёрские мастерские.

В 1938-1944 годах был художественным руководителем киностудии «Союздетфильм».

В 1939-1946 годах занимал должность главного режиссёра Ансамбля песни и пляски НКВД. Благодаря этому именно с его подачи были возвращены в Москву ссыльные Михаил Вольпин с Николаем Эрдманом.

В конце 1940-х годов Юткевич стал одной из жертв борьбы с космополитами.

Как художник и режиссёр поставил около тридцати спектаклей на московских и ленинградских сценах.

В 1960-1965 годах был главным режиссёром Студенческого театра МГУ.

В 1960-е - 1970-е годы вновь обращался к творчеству Владимира Маяковского, совместно с Анатолием Карановичем поставив два экспериментальных мультфильма: «Баня» (1962) и «Маяковский смеётся» (1975). В них режиссёры использовали метод киноколлажа, совместив кукольную и рисованную мультипликацию с актёрской игрой, чтобы перенести на экран драматургию и киносценарий поэта «Позабудь про камни».

В 1967 году совместно с Н. И. Клейманом реконструировал в фотографиях фильм «Бежин луг» (1935) Сергея Эйзенштейна, а в 1968 году - фильм «Барышня и хулиган» (1918) с участием Маяковского.

Преподавал с первого набора на режиссёрском отделении Высших режиссёрских курсов в 1963 году. Председатель жюри V Московского международного кинофестиваля в 1967 году. Был изначально причастен к созданию Киноцентра с пространством музея кино внутри - «по образцу итальянского».

Работая в Институте истории искусств (1947-1949, 1956-1973) и ВНИИ киноискусства (1974-1985), написал ряд монографий на материале советского и зарубежного киноискусства («Контрапункт режиссёра», 1960; «Шекспир в кино», 1973; «Модели политического кино», 1978). В качестве главного редактора участвовал в создании «Кинословаря в двух томах» (1966-1970), в 1987 году переизданного в виде однотомника «Кино. Энциклопедический словарь».

Член ВКП(б) с 1939 года, член Союза кинематографистов СССР, Всероссийского театрального общества, Союза писателей СССР (1964-1981), Советского комитета защиты мира, член-корреспондент Академии искусств ГДР (1961).

Сергей Юткевич скончался 23 апреля 1985 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 4).

Семья:

Супруга - Елена Михайловна Ильющенко (1904-1987), балерина.

От актрисы Нины Яковлевны Шатерниковой (1902-1982) имел дочь Марианну Сергеевну Шатерникову (1934-2018) - киновед, переводчик кино, кандидат искусствоведения, с 1964 года преподавала во ВГИКе. С 1990 года жила в Калифорнии (США).

Театральные работы:

Режиссёр:

1922 - «Спектакль шарлатанов» Г. Геллета (Мастфор);
1937 - «Ночной смотр» В. Шкваркина (совместно с X. Локшиной, Ленинградский театр Комедии);
1939 - «Ключи Берлина» М. Гуса и К. Финна (Московский театр Революции);
1942 - «Мать» К. Чапека (Русский государственный драматический театр имени В. Маяковского, Душанбе);
1943 - «Дорога в Нью-Йорк» Л. Малюгина (Ленинградский театр Комедии);
1945 - «Вы этого не забудете» Дж. Пристли (Ленинградский театр Комедии);
1947 - «Южный узел» А. Первенцева (Малый театр);
1953 - «Баня» В. Маяковского (совместно с Н. Петровым и В. Плучеком) (Московский театр сатиры);
1955 - «Клоп» В. Маяковского (совместно с В. Плучеком) (Московский театр сатиры);
1961 - «Сердце у меня одно» Г. Полонского;
1964 - «Карьера Артуро Уи» Б. Брехта (совместно с М. Захаровым);
1967 - «Хочу быть честным» В. Войновича;
1982 - «Балаганчик» А. Блока;
1982 - «Незнакомка» А. Блока

Художник:

1921 - «Вечер театральных пародий» (совместно с С. Эйзенштейном) (Мастфор);
1921 - «Хорошее отношение к лошадям» В. З. Масса (совместно с С. Эйзенштейном) (Мастфор);
1951 - «Пролитая чаша» Ван Шифу (Московский театр сатиры)

Библиография:

Контрапункт режиссёра, М., 1960;
Мы знали его таким (о С. М. Эйзенштейне), «Знамя», 1960, ј 10;
Работая над Маяковским, «Театр», 1955, X' 4 (совм. с. В. Плучеком);
Доктор Дапертутто, или Сорок лет спустя, в сб.:Встречи с Мейерхольдом, М., 1967;
Юткевич С. И. Шекспир и кино. - М.: Наука, 1973;
Эраст Гарин - режиссёр и артист из «стаи востроносых» // Искусство кино : журнал. - 1982. - Март (№ 3). - С. 115-128

Награды и звания:

Герой Социалистического Труда (1974);
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935);
Народный артист РСФСР (1957);
Народный артист СССР (1962);
Сталинская премия второй степени (1941) - за фильм «Яков Свердлов» (1940);
Сталинская премия первой степени (1947) - за фильм «Молодость нашей страны» (1946);
Государственная премия СССР (1967) - за фильм «Ленин в Польше»;
Государственная премия СССР (1983) - за фильм «Ленин в Париже»;
Три ордена Ленина (1964, 1967, 1974);
Орден Октябрьской Революции (1971);
Орден Трудового Красного Знамени (1939) - за фильм «Человек с ружьём» (1938);
Орден Дружбы народов (1984);
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
Медаль «В память 800-летия Москвы»;
МКФ в Канне (1954, Специальная премия Высшей технической комиссии, за режиссуру, фильм «Великий воин Албании Скандербег»);
МКФ в Канне (1954, Международная премия («В знак признания успехов национальных кинематографий»), фильм «Великий воин Албании Скандербег»);
МКФ в Канне (1956, Приз за лучшую режиссуру, фильм «Отелло»);
МКФ в Дамаске (1956, Золотая медаль, фильм «Отелло»);
ВКФ в Киеве (1959, Диплом I степени, фильм «Рассказы о Ленине»);
МКФ в Лондоне (1966, Почётный диплом, фильм «Ленин в Польше»);
МКФ в Канне (1966, Премия французского национального центра кино, фильм «Ленин в Польше»);
МКФ в Канне (1966, Приз за лучшую режиссуру, фильм «Ленин в Польше»);
ВКФ в Киеве (1966, Первая премия по разделу историко-революционных фильмов, фильм «Ленин в Польше»);
Премия «Юсси» (Финляндия, 1970) - за лучший зарубежный фильм, фильм «Ленин в Польше»;
МКФ в Венеции (1982, «Золотой лев за карьеру»)