Фёдор Александрович Оцеп (имя при рождении - Фёдор Хононович Оцеп)

Фёдор Александрович Оцеп

Дата рождения: 9 февраля 1895

Место рождения: Москва, Российская империя

Дата смерти: 20 июня 1949

Место смерти: Беверли-Хиллз, Калифорния, США

Род занятий: русский и советский кинорежиссёр, сценарист, критик и организатор кинопроизводства. После эмиграции работал также в Германии, Франции, Италии, Испании, США и Канаде.

Фильмография:

Режиссёр:

1926 - Мисс Менд;
1928 - Земля в плену;
1929 - Живой труп / Der lebende Leichnam;
1931 - Убийца Дмитрий Карамазов / Der Mörder Dimitri Karamasoff;
1932 - Призраки Парижа / Mirages de Paris / Großstadtnacht;
1934 - Страх / La Peur;
1934 - Амок / Amok;
1937 - Пиковая дама / La Dame de pique;
1938 - Гибралтар / Gibraltar;
1938 - Княжна Тараканова / La Principessa Tarakanova;
1943 - Три русские девушки / Three Russian Girls;
1945 - Отец Шопен / Le Père Chopin;
1945 - Ноль за поведение / Cero en conducta;
1947 - Крепость / La Forteresse;
1947 - Город слухов / Whispering City

Сценарист:

1916 - Пиковая дама;
1922 - Поликушка;
1924 - Аэлита;
1924 - Папиросница от Моссельпрома;
1925 - Коллежский регистратор;
1926 - Мисс Менд;
1928 - Кукла с миллионами;
1928 - Земля в плену;
1929 - Живой труп / Der lebende Leichnam;
1931 - Убийца Дмитрий Карамазов / Der Mörder Dimitri Karamasoff;
1932 - Призраки Парижа / Mirages de Paris / Großstadtnacht;
1936 - Одинокая женщина / A Woman Alone

Родился 9 февраля 1895 года (по другим данным, включая дату на могильной плите - 1893 года) в Москве в семье владельцев фабрики по производству зонтов Хонона Фальковича (Александра Филипповича) Оцепа и Баси Лейбовны Оцеп (в выпущенной в 1899 году справочной и адресной книге «Вся Москва на 1900 год» владелицей фабрики и квартиросъёмщицей указывается только мать, в 1904 году - как мать, так и отец).

Семья жила в доме Вельтищевой в Брюсовском переулке, с 1898 года мать с детьми жила в квартире брата отца - Моисея Фальковича (Филипповича) Оцепа - в доме Романова (дом № 2) на Малой Бронной улице, к 1901 году - у свёкра в доме Вельтищевой на Большой Никитской улице.

После окончания лицея учился в Московском университете. Одновременно с учёбой работал журналистом, под псевдонимом Фёдор Машков писал рецензии на фильмы в популярном журнале «Кино-Театр и жизнь». Быстро завоевал репутацию талантливого критика.

С 1915 года работал также ассистентом на хронике и сценаристом у продюсера Иосифа Ермольева и режиссёра Якова Протазанова. Написал целый ряд киносценариев: «Николай Ставрогин» (1915, по роману «Бесы» Ф. Достоевского), «Дети Ванюшина», «Пара гнедых» и «Мёртвый дом» (все - 1915), «Пиковая дама» (1916), «Проклятые миллионы» (1917), «Отец Сергий» (1918, совместно с Н. Эфросом и А. Волковым), «Тайна королевы» (по роману Элинор Глин «Три недели»).

После Октябрьской революции продолжил работу кинодраматурга, написал сценарии фильмов «Поликушка» (1919), «Аэлита» и «Папиросница от Моссельпрома» (1924), «Коллежский регистратор» (1926, по повести А. Пушкина «Станционный смотритель»). Кроме того, являлся заведующим художественной частью киноколлектива «Русь». В 1924 году на его базе было создано акционерное общество «Межрабпом-Русь», единственное негосударственное кинопредприятие в постреволюционной России. Оцеп вошёл в состав его руководства.

В 1926 году совместно с Борисом Барнетом дебютировал в качестве режиссёра, поставив фильм «Мисс Менд» по мотивам популярного приключенческого комикса Мариэтты Шагинян «Месс-менд», значительно переосмысленного в ходе съёмок. Фильм пользовалася огромным зрительским успехом и стал самым кассовым советским фильмом 1920-х годов.

В «Мисс Менд» с небольшой ролью дебютировала восемнадцатилетняя Анна Стэн, его будущая жена. В 1927 году снял фильм «Земля в плену» с Анной Стэн в главной роли. В 1920-е годы жил в Малом Лёвшинском переулке, дом 6, кв. 2.

В 1929 году поставил совместный германо-советский фильм «Живой труп» по пьесе Льва Толстого с В. Пудовкиным в главной роли, с восторгом принятый немецкой прессой, однако на родине получивший холодный приём. Оставшись в Германии, в 1931 году снял фильм «Убийца Дмитрий Карамазов», экранизацию романа Фёдора Достоевского.

Этот фильм, как практиковалось на заре звукового кино, был снят в двух вариантах - с немецкими актёрами на немецком и с французскими - на французском языке. Но главную женскую роль в обоих вариантах исполнила Анна Стэн, которую для этого специально вызвали из Советской России.

Позднее Анна Стэн уехала по приглашению в Голливуд, а Фёдор Оцеп с 1932 года работал во Франции, где в том же году поставил «Призраки Парижа».

В 1934 году снял фильм «Страх» и экранизацию новеллы Стефана Цвейга «Амок».

В 1935 году вынашивал планы экранизации «Анны Карениной» Льва Толстого; с этой целью даже заказал сценарий Евгению Замятину, однако замыслу не суждено было сбыться.

В 1937 году поставил экранизацию «Пиковой дамы» Александра Пушкина, а в 1938 году в Италии вместе с Марио Солдати - «Княжну Тараканову» с Анной Маньяни и Альберто Сорди. В том же году Эрих фон Штрогейм сыграл у него главную роль в военной драме «Гибралтар» (1938).

Вторая мировая война застала Оцепа врасплох. Когда немцы подошли к Парижу, он бежал в Ниццу, а затем в Касабланку. По распоряжению французской администрации как иностранец еврейского происхождения был заключён в лагерь для перемещённых лиц, где находился до 1941 года. Затем эмигрировал в США.

В 1943 году на пике моды русской темы в Голливуде вместе с Генри Кеслером снял военную кинокомедию «Три русские девушки» с Анной Стэн в главной роли. В 1945 году поставил в Испании комедийный мюзикл «Ноль за поведение». Последние фильмы снял в Канаде: «Отец Шопен» (1945), «Город слухов» (1947), «Крепость» (1947).

Умер от сердечного приступа 20 июня 1949 года в Беверли-Хиллз.

Семья:

Жена - Анна Стэн, актриса советского и американского кино.
Сестра - Лия Александровна (Хононовна) Алейникова (урождённая Оцеп, 1887-1948), была замужем за организатором кинопроизводства Моисеем Алейниковым.
Братья - Семён Александрович Оцеп (1886-1957), в годы НЭПа был владельцем фабрики «Свет» в Лебяжьем переулке в Москве, кандидат технических наук (по теме «Вентиляция в цехах глубокой печати»), автор монографий «Сварка в отоплении и вентиляции» (М.-Л.: Стройиздат, 1935), «Эксплоатация фильтро-вентиляционных установок газоубежищ второй категории» (Тбилиси: Техника да шрома, 1943), «Обеспыливающие вентиляционные установки» (М.: Госстройиздат, 1951); Матвей Александрович (Мордух Хононович) Оцеп (1884-1958), адвокат, был защитником на крупных политических процессах 1910-1930-х годов.
Племянник - Юлий Яковлевич Райзман, советский кинорежиссёр, сценарист, педагог.
Двоюродный брат - Матвей Моисеевич Оцеп, кинооператор, член Союза кинематографистов СССР.